DOI: https://doi.org/10.24919/2312-8437.43.159089

ПРОБЛЕМНІ АСПЕКТИ ТА ФАКТОРИ ГОТОВНОСТІ ДО ІНКЛЮЗИВНОЇ ОСВІТИ ПЕДАГОГІВ І БАТЬКІВ

Валентина Стець

Анотація


Анотація. У статті проведено аналіз найбільш проблемних аспектів психологічної готовності до інклюзивної освіти педагогів і батьків. Показані проблеми формування мотиваційно-ціннісного та когнітивного компонентів готовності у педагогів і батьків дітей з ОМЗ. У педагогів переважає зовнішня мотивація, відзначаються труднощі зміни ставлення до освітнього процесу, сприйняття його як варіативного, що має кілька траєкторій. Для батьків дітей з ОМЗ інклюзивна освіта є ситуацією невизначеності, оскільки відсутні чіткі уявлення про завдання і організацію процесу, іноді – завищений рівень очікувань. В обох групах батьків відзначений недостатній рівень сформованості якостей, необхідних для ефективної взаємодії. Визначено деякі фактори, що впливають на формування психологічної готовності до інклюзії у педагогів і батьків.


Ключові слова


батьки; діти з обмеженими можливостями здоров’я; інклюзивна освіта; психологічна готовність; педагоги

Повний текст:

PDF

Посилання


Avakian, A.V., Azatian, T.Iu., & Chesnokova, G.S. (2015). Inkliuzivnoe obrazovanie: formirovanie mezhdunarodnogo professionalnogo soobshchestva [Inclusive Education: Forming the International Professional Community]. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal – Siberian Рedagogical Journal, 5, 186–189 [in Russian].

Alekhina, S.V. (2015). Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniia inkliuzivnogo obrazovaniia v praktike podgotovki magistrantov [Psychological-pedagogical research of inclusive education in the practice of preparation of graduates]. Psikhologicheskaia nauka i obrazovanie – Psychological Science and Education, 3 (20), 70–78 [in Russian].

Bogomolova, E.A., & Spizhenkova, M.A. (2015). Inkliuziia: problemnoe pole v soznanii i myshlenii uchitelia [Inclusion: a problem field in the mind and thinking of the teacher]. Razvitie professionalnogo myshleniia: issledovatelskie podkhody i obrazovatelnye tekhnologii – The development of professional thinking: research approaches and educational technologies (pp. 166–194). Kaluga: KGU im. K.Ie. Tciolkovskogo [in Russian].

Glukhova, E.S., & Litvina, S.A. (2013). K voprosu o psikhologicheskoi gotovnosti pedagogov i roditelei k vnedreniiu inkliuzivnogo obrazovaniia [On the issue of the psychological readiness of teachers and parents to introduce inclusive education]. Inkliuzivnoe obrazovanie: praktika, issledovaniia, metodologiia: sbornik materialov II Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentcii – Inclusive education: practice, research, methodology: Proceedings of the 2rd International Scientific and Practical Conference. Moscow: MGPPU. Retrieved from http://edu-open.ru [in Russian].

Degtiareva, T.N. (2015). Gotovnost prepodavatelei vysshei shkoly k inkliuzivnomu obrazovaniiu cheloveka s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorovia [Readiness of high school teachers for the inclusive education of a person with disabilities]. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal – Siberian Pedagogical Journal, 6, 137–140 [in Russian].

Leonova, E.V. (2017). Analiz sostoianiia gotovnosti roditelei k sovmestnomu obucheniiu detei v usloviiakh inkliuzivnoi obrazovatelnoi sredy [Analysis of the state of readiness of parents to joint education of children in conditions of inclusive educational environment]. Integratcionnye tendentcii v meditcine i obrazovanii – Integration trends in medicine and education, 1 (1), 78–82 [in Russian].

Margolis, A.A., Serebriannikova, O.A., & Rubtcov, V.V. (2017). Kontceptciia proekta razvitiia kachestva i dostupnosti vysshego obrazovaniia dlia litc s invalidnostiu v Rossiiskoi Federatcii [Concept of a project to develop the quality and accessibility of higher education for persons with disabilities in the Russian Federation]. Psikhologicheskaia nauka i obrazovanie – Psychological Science and Education, 1 (20), 10–17 [in Russian].

Federalnyi zakon «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatcii» ot 29.12.2012 № 273-FZ [Federal Law «On Education in the Russian Federation» from December 29 2012, № 273-FZ). Retrieved from http://minobrnauki.rf/dokumenty/2974 [in Russian].

Paletckaia, T.V., & Riumina, T.V. (2016). Otcenka dostizhenii obuchaiushchikhsia s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorovia kak problema effektivnosti inkliuzivnogo obrazovatelnogo protcessa [Evaluation of the achievements of students with disabilities as a problem of the effectiveness of an inclusive educational process]. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal – Siberian Pedagogical Journal, 5, 93–98 [in Russian].

Simaeva, I.N., & Khitriuk, V.V. (2015). Problemy gotovnosti k inkliuzivnomu obrazovaniiu roditelei obuchaiushchikhsia [Problems of readiness for inclusive education of parents of students]. Vestnik Baltiiskogo federalnogo universiteta imeni I. Kanta. Seriia: filosofiia, pedagogika, psikhologiia – Bulletin of the Baltic Federal University. I. Kant. Series: philosophy, pedagogy, psychology, 11, 54–62 [in Russian].

Sliusareva, E.S. (2015). Psikhologicheskoe soprovozhdenie roditelei v usloviiakh inkliuzivnogo obrazovaniia detei s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorovia [Psychological support of parents in the context of the inclusive education of children with disabilities]. Fundamentalnye issledovaniia – Basic research, 2 (1), 179–183 [in Russian].

Khairudinova, R.I. (2015). Problema formirovaniia psikhologicheskoi gotovnosti roditelei, vospityvaiushchikh detei s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorovia i pedagogov k realizatcii inkliuzivnogo obrazovaniia [The problem of the formation of the psychological readiness of parents raising children with disabilities and teachers to implement inclusive education]. Sibirskii nauchnyi vestnik – Siberian Scientific Herald, 3, 111–113 [in Russian].

Khitriuk, V.V. (2013). Gotovnost pedagogov k inkliuzivnomu obrazovaniiu: tcennostnyi aspekt [Readiness of teachers to inclusive education: the value aspect]. Vestnik MGPU. Seriia: Pedagogika i psikhologiia – Bulletin of the Moscow State Pedagogical University. Series: Pedagogy and Psychology, 4, 102–111 [in Russian].

Shalaginova, K.S., Kulikova, T.I., & Cherkasova, S.A. (2013). Podgotovka uchashchikhsia obshcheobrazovatelnykh shkol k priniatiiu osobykh detei v usloviiakh perekhoda k inkliuzivnomu obrazovaniiu: teoreticheskii i prikladnoi aspekty [Preparing secondary school students for the adoption of special children in the context of the transition to inclusive education: a theoretical and applied aspect]. Tula: Grif i K [in Russian].


Пристатейна бібліографія ГОСТ


Авакян А.В., Азатян Т.Ю., Чеснокова Г.С. Инклюзивное образование: формирование международного профессионального сообщества / А.В. Авакян, Т.Ю. Азатян, Г.С. Чеснокова // Сибирский педагогический журнал. – 2015. – № 5. – С. 186–189.

Алехина С.В. Психолого-педагогические исследования инклюзивного образования в практике подготовки магистрантов / С.В. Алехина // Психологическая наука и образование. – 2015. – Т. 20, № 3. – С. 70–78.

Богомолова Е.А., Спиженкова М.А. Инклюзия: проблемное поле в сознании и мышлении учителя / Е.А. Богомолова, М.А. Спиженкова // Развитие профессионального мышления: исследовательские подходы и образовательные технологии : коллективная монография. – Калуга : КГУ им. К.Э. Циолковского, 2015. – С. 166–194.

Глухова Е.С., Литвина С.А. К вопросу о психологической готовности педагогов и родителей к внедрению инклюзивного образования [Электронный ресурс] / Е.С. Глухова, С.А. Литвина // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология : сб. материалов II Международной научно-практической конференции. – М. : МГППУ, 2013. – Режим доступа : http://edu-open.ru (дата обращения: 23.04.2017).

Дегтярева Т.Н. Готовность преподавателей высшей школы к инклюзивному образованию человека с ограниченными возможностями здоровья / Т.Н. Дегтярева // Сибирский педагогический журнал. – 2015. – № 6. – С. 137–140.

Леонова Е.В. Анализ состояния готовности родителей к совместному обучению детей в условиях инклюзивной образовательной среды / Е.В. Леонова // Интеграционные тенденции в медицине и образовании. – 2017. – Т. 1, № 1. – С. 78–82.

Марголис А.А., Рубцов В.В., Серебрянникова О.А. Концепция проекта развития качества и доступности высшего образования для лиц с инвалидностью в Российской Федерации / А.А. Марголис, В.В. Рубцов, О.А. Серебрянникова // Психологическая наука и образование. – 2017. – Т. 20, № 1. – С.10–17.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. – Режим доступа : http://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения: 22.06.2017).

Палецкая Т.В., Рюмина Т.В. Оценка достижений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как проблема эффективности инклюзивного образовательного процесса / Т.В. Палецкая, Т.В. Рюмина // Сибирский педагогический журнал. – 2016. – № 5. – С. 93–98.

Симаева И.Н., Хитрюк В.В. Проблемы готовности к инклюзивному образованию родителей обучающихся / И.Н. Симаева, В.В. Хитрюк // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: философия, педагогика, психология. – 2015. – № 11. – С. 54–62.

Слюсарева Е.С. Психологическое сопровождение родителей в условиях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоров’я / Е.С. Слюсарева // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2 (Ч. 1). – С. 179–183.

Хайрудинова Р.И. Проблема формирования психологической готовности родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и педагогов к реализации инклюзивного образования / Р.И. Хайрудинова // Сибирский научный вестник. – 2015. – № 3. – С. 111–113.

Хитрюк В.В. Готовность педагогов к инклюзивному образованию: ценностный аспект / В.В. Хитрюк // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. – 2013. – № 4. – С. 102–111.

Шалагинова К.С., Куликова Т.И., Черкасова С.А. Подготовка учащихся общеобразовательных школ к принятию особых детей в условиях перехода к инклюзивному образованию: теоретический и прикладной аспекты / К.С. Шалагинова, Т.И. Куликова, С.А. Черкасова. – Тула : Изд-во Гриф и К, 2013. – 173 с.



Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.